Новости » Волейбол

Учимся быть грамотными родителями. Поведенческие расстройства детей и подростков, проживающих в замещающих семьях

Напряженная, неустойчивая социально – экономическая обстановка, сложившаяся в настоящее время в нашем обществе, обуславливает рост различных отклонений в личностном развитии и поведении подрастающего поколения. Среди них особую тревогу вызывают повышенная тревожность детей и подростков, их цинизм, жестокость, агрессивность, воровство. Поведенческие проблемы детей нередко ставят в тупик родителей, педагогов. Поэтому на очередном нашем заседании в Школе приемных родителей мы постарались ответить на следующие вопросы: «Почему дети плохо себя ведут? В чем причина поведенческих нарушений детей и подростков? Как им можно помочь?».
Чтобы сплотить группу, наладить взаимопонимание, улучшить эмоциональное состояние участников, провели упражнение «Я такой же, как ты, потому что…».
В начале занятия говорили об агрессивности детей. В мини – лекции «Как работать с агрессивным ребенком» социальный педагог Рыбина Людмила Дмитриевна рассказала, что агрессия рождается вместе с ребенком и бывает доброкачественной и злокачественной. Доброкачественная агрессия возникает в ситуации опасности и исчезает, когда человеку ничто не угрожает. Такая агрессия имеет совершенно нормальный защитный характер, и вряд ли стоит корректировать ее. Злокачественная агрессия нацелена на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения. Если агрессивные действия, совершаемые ребенком, периодически повторяются, то это должно встревожить родителей, им необходимо уяснить очень простую мысль: «Человек, у которого все хорошо, не ведет себя агрессивно. Ваш ребенок испытывает дискомфорт! Он нуждается в вашей помощи!»
Прежде чем корректировать поведение ребёнка, необходимо выяснить причины его агрессивности. Группа получила задание: «Попробуйте все вместе установить истоки детской агрессивности». Приёмные родители совещались друг с другом активно, но недолго, быстро пришли к правильным выводам. А именно: повышению детской агрессивности способствует демонстрация сцен насилия на экранах телевизоров, агрессивному поведению дети могут научиться у сверстников. Однако первый и главный источник формирования агрессивной модели поведения – семья. Семья, в которой унижают, оскорбляют ребёнка, проявляют к нему нелюбовь. Семья, где дети беззащитны перед опасностями окружающего мира. Семья, где действуют двойные стандарты: на словах родители однозначно плохо относятся к проявлению агрессии у детей, выражают желание воспитать их добрыми и бесконфликтными, а на деле восхищаются своим чадом, бесстрашно вступавшим в драку со сверстниками по малейшему поводу.
Педагог предложила анкету «Критерии агрессивности ребёнка», родители выполняли эту работу исключительно для себя, вслух не произнесли ни слова. Но по выражению лиц, облегчённым вздохам можно было понять, как обрадовались мамы, когда увидели, что у их ребёнка тест выявил низкую агрессивность.
Социальный педагог познакомила родителей с общей стратегией поведения взрослых, пытающихся помочь агрессивному ребёнку. Первое, что требуется от них, это любовь, искренняя симпатия, интерес к внутреннему миру ребёнка. Во-вторых, необходимо вести специальную, терпеливую и систематическую работу в четырёх направлениях:
- работать с гневом (знакомить ребёнка с общепринятыми и неопасными для окружающих способами выражения своего гнева);
- обучать самоконтролю (вырабатывать навыки владения собой в ситуациях, провоцирующих вспышки гнева и тревожность);
- работать с чувствами (учить осознавать собственные эмоции и эмоции других людей, формировать способность к сопереживанию, сочувствию, доверию к окружающим);
- прививать конструктивные навыки общения (обучать адекватным поведенческим реакциям в проблемной ситуации, приемлемым способам выхода из конфликта).
Реализовать эти коррекционные направления помогут игры, упражнения, описанные ниже.
В нашем обществе принято считать, что воспитанный человек не должен проявлять свой гнев. Однако если мы каждый раз сдерживаем эту эмоцию и не даем ей выхода, то мы превращаемся в копилку гнева, а это уже сродни бомбе замедленного действия. От гнева нужно освобождаться неразрушительными способами. Например, вашему ребенку достойно выйти из ситуации, когда он сильно рассержен, поможет «недружеский шарж». Чтобы выплеснуть негатив приемлемым способом, ребенок может воспользоваться «мешочком криков». Детям, которые сразу дерутся, толкают, отнимают, необходима «подушка для пинаний». Для того чтобы помочь ребенку овладеть навыками самоконтроля, введите правила: «Посчитай до десяти, только после этого принимай решение».
Обогатить эмоциональную сферу ребенка, развить способности к пониманию своего внутреннего мира и эмоций других людей поможет игра «Отгадай, что я почувствовал, когда …».
Опыт доверия окружающим даст ребенку игра «Слепой и поводырь». Это мы установили на практике. В роли слепого и проводника побывали родители. Они подтвердили, что игра учит заботе о другом человеке и вниманию к нему. Оживление и интерес вызвало упражнение «Попросись на ночлег». Родительница играла роль странника, который просился на ночлег к жителям одной деревни. При этом пробовал разжалобить хозяина, льстить ему, угрожать, шантажировать. Хозяин же уступал его просьбам только тогда, когда у него возникало желание открыть дверь. Эффективной оказалась стратегия, когда путник хвалил хозяина, просил помочь и пожалеть.
Во второй части занятия говорили о воровстве. Случаи детского воровства, к сожалению, нередки. Родители вспомнили своё детство, оказалось, практически каждый хоть раз в жизни взял чужое. Отсюда следует, что когда ребёнок попадается на краже, не надо впадать в истерику. Большую роль в данной ситуации играет реакция родителей. Единственно правильной реакции на воровство не существует, она зависит от причин, по которым ребёнок ворует. Руководитель службы по устройству детей в семью Булгакова Татьяна Анатольевна попросила родителей назвать причины детского воровства. Оказалось, родители достаточно компетентны в этом вопросе, они назвали практически все возможные мотивы, побуждающие детей присвоить чужое:
- маленький ребёнок не знает границ своего и чужого;
- воровство для некоторых – способ самоутверждения, ребёнок таким образом хочет обратить на себя внимание, завоевать чьё-то расположение;
- ребёнок может украсть, чтобы отомстить обидчику;
- ребёнку настолько нравится какая-то вещь, настолько он хочет владеть ей, что может не удержаться и украсть её;
- ребёнок попал в плохую компанию, его друзья воруют;
- отсутствие карманных денег – одна из основных причин воровства.
В результате обсуждения пришли к выводу: только выяснив истинную причину детского проступка, можно решить, что делать, чтобы больше этого не повторилось.
В заключение беседы педагог произнесла чётко и категорично, может быть, неожиданную для многих присутствующих фразу: «Кража – это реакция ребёнка на травмирующие его обстоятельства жизни. Это неблагополучие в семье. Это крик о помощи».
Чтобы проанализировать ошибки в семейном воспитании на примере других, вниманию родителей были предложены ситуации, произошедшие в замещающих семьях. Проанализировав их, решили, чтобы не провоцировать детское воровство, необходимо в семье соблюдать следующие правила:
1. Требования родителей к поведению детей должны быть последовательны и согласованны.
2. Недопустима «двойная» мораль, когда родители внушают ребёнку, что брать чужое нельзя, а сами приносят что-то с работы.
3. Вредны и пагубны для ребёнка как ситуация вседозволенности, так и тотальный контроль за его поведением и действиями.
4. Не стоит хранить деньги на виду, чтобы не соблазнять ребёнка, не имеющего сильной воли.
Не будет детского воровства, уверена руководитель службы, если в семье отношения между детьми и родителями строятся на взаимном доверии, если у ребёнка есть своя личная территория, свои личные вещи, если активность ребёнка направляется в «мирное» русло, например, занятия спортом, коллекционирование, фотографирование, если детей научили задумываться о чувствах окружающих, сопереживать, если ребёнок несёт ответственность за кого-то или что-то.
Выступление психолога Горбачёвой Татьяны Сергеевны было посвящено весьма распространённому явлению, о котором раньше мало знали и мало говорили, - тревожности. В психологическом словаре дано следующее определение тревожности: «Тревожность – это индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых разных жизненных ситуациях, в том числе, и в таких, которые к этому не предрасполагают». Следует отличать тревогу от тревожности. Если тревога – это эпизодические проявления беспокойства, волнения ребёнка, то тревожность является устойчивым состоянием. Тревога связана с какой – то определенной ситуацией. Например, ребенок волнуется перед выступлением на празднике. Тревожность не связана с конкретной ситуацией, она проявляется почти всегда, сопутствует человеку в любом виде деятельности. Тревожность развивается вследствие наличия у ребенка внутреннего конфликта, который может быть вызван противоречивыми требованиями, предъявляемыми родителями, либо родителями и школой; неадекватными требованиями, чаще всего завышенными; негативными требованиями, которые унижают ребенка, ставят его в зависимое положение. Психолог представила портрет тревожного ребёнка: неуверенный, зажатый, напряжённый, замкнутый, необщительный, легко расстраивается, много переживает, боится сделать что-то неправильно, чувствует себя беспомощным, опасается приступать к новым видам деятельности, имеет низкий уровень самооценки, пуглив, ищет одобрения взрослых во всех делах. Для тревожных детей характерны и соматические проблемы: боли в животе, головокружения, головные боли, спазмы в горле, затруднённое поверхностное дыхание. Если родители заметили в своём ребёнке подобные признаки, они должны насторожиться и скорректировать свои воспитательские стратегии, так как от того, насколько грамотными будут их слова и действия, зависит психическое здоровье детей.
Педагог-психолог предложила родителям проверить уровень тревожности своих детей по опроснику Лаврентьева Г.П., Титаренко Т.М. Рекомендовала способы взаимодействия с тревожным ребёнком:
1. Обращение за помощью. Ребёнок не должен справляться со всем в одиночку. Скажите ему, что он может попросить родителей, братьев, сестёр, друзей помочь ему.
2. Планирование. Научите ребенка планировать свой день. Если ему предстоит какая – либо нелегкая деятельность, лучше всего разделить ее на части и выполнять каждую часть за какой – то определенный промежуток времени.
3. Выделение видов деятельности, с помощью которых можно отдохнуть. Научите вашего ребенка находить время на отдых. Помогите ему определить те виды деятельности, с помощью которых можно отвлечься и отдохнуть. Это может быть встреча с друзьями, занятие спортом, увлечение музыкой.
4. Анализ поражений. Если ваш ребенок потерпел в чем – то неудачу, научите его извлекать из этого пользу. Вместо того, чтобы ругать себя: «Я плохо написал контрольную, потому что я глупый и ничего не умею делать», он должен реально смотреть на вещи: « Я плохо написал работу, значит, что – то недоучил». Это поможет ему в следующий раз избежать подобных неприятностей и поверить в свои силы.
5. Полноценный сон и хорошее питание. Ваш ребенок должен знать: сон и нормальное питание необходимы для того, чтобы были силы со всем справляться.
6. Избавление от негативных эмоций. Можно посоветовать ребенку завести дневник, в котором он бы описывал свои чувства, тем самым освобождаясь от них.
7. Ставьте перед собой разумные цели, научите вашего ребенка правильно оценивать свои силы и возможности и ставить реально достижимые цели.
8. Приоритеты. Когда день вашего ребенка заполнен массой дел, научите его из этой массы выделять самое главное и начинать с него. Иногда все – таки стоит отложить на завтра то, что можно сделать сегодня.
9. Физические упражнения. Спорт укрепляет организм ребенка, делает его более энергичным, выносливым, устойчивым к стрессам. Вы должны приучить вашего ребенка к активным видам деятельности.
В конце семинара – тренинга специалисты Службы раздали родителям разработанные ими рекомендации, которые помогут предупредить и скорректировать поведенческие расстройства детей и подростков.

Булгакова Т.А., Рыбина Л.Д., Горбачёва Т.С., специалисты службы по устройству детей в семью ТОГБОУ «Сосновская школа-интернат».
 (голосов: 1)
Распечатать

Читай также по теме

Комментарии

написал: Chooldgor 29 августа 2021 16:17

https://buytadalafshop.com/ - buying cheap cialis online

цитировать    
написал: Enhasia 29 августа 2021 16:22

https://buypropeciaon.com/ - generic propecia online

цитировать    
написал: uteloam 30 августа 2021 01:03

<a href=https://buysildenshop.com/>viagra 100mg price walmart</a>

цитировать    
написал: sobicaTic 31 августа 2021 02:15

https://buysildenshop.com/ - medication viagra

цитировать    
написал: Cialis 9 сентября 2021 22:45

Discount Doryx

цитировать    
написал: Preemia 10 сентября 2021 23:51

<a href=https://buypropeciaon.com/>propecias</a>

цитировать    
написал: Amoupex 16 сентября 2021 15:33

http://buyzithromaxinf.com/ - where can i buy zithromax uk

цитировать    
написал: articyday 19 сентября 2021 00:29

<a href=https://buylasixshop.com/>Lasix</a>

цитировать    
написал: Cisporb 20 сентября 2021 05:25

https://buylasixshop.com/ - lasix

цитировать    
написал: Zithromax 22 сентября 2021 19:57

Viagra Brand

цитировать    
написал: Neurontine 8 октября 2021 23:11

Buy Stromectol From India

цитировать    
написал: rumupelor 10 октября 2021 23:15

<a href=https://prednisonebuyon.com/>prednisone for covid</a>

цитировать    
Добавление комментария

Ваше Имя:


Код: Включите эту картинку для отображения кода безопасности
обновить код

Введите код