Новости » Волейбол
Современные технологии нейропсихологического сопровождения в реабилитации детей-сирот
В рамках соглашения о сотрудничестве с Национальным фондом защиты детей от жестокого обращения (г.Москва) по реализации проекта «Добрые перемены». Защита прав и реабилитация детей-сирот, находящихся в детских домах и замещающих семьях, ранее переживших травму жестокого обращения в семье. III этап» 21 по 23 марта 2022 года состоялся обучающий семинар «Современные технологии нейропсихологического сопровождения в реабилитации детей-сирот, находящихся в детском доме и переживших травму жестокого обращения в семье», для специалистов трех организаций, участвующих в проекте (ТОГБУ «Центр поддержки семьи и помощи детям» им. А.В. Луначарского»; ТОГБУ «Центр поддержки семьи и помощи детям им. Г.В. Чичерина»; ТОГБУ «Центр поддержки семьи и помощи детям «Семейный причал»).
Семинар провела магистр психологии, клинический психолог Куракина Олеся Викторовна, нейропсихолог, преподаватель Московского государственного психолого-педагогического университета.
Первая часть семинара направлена на ознакомление специалистов учреждений с теоретической основой нейропсихологической коррекции. Вторая часть, практическая, позволила закрепить полученные знания и начать использовать соответствующие оборудование в своей работе. В ходе семинара участники познакомились со структурно-функциональной моделью работы мозга, а также познакомились и потренировались в использовании современных нейропсихологических коррекционных методов и технологий (на примере Доски Бильгоу, комплект Баламетрикс).
Олеся Викторовна, расскажите есть ли научные данные, которые говорят нам, что травма запечатляется в головном мозге человека на всю жизнь?
«Да, нейробиология - это доказала. Во-первых, это позволяет нам, людям, работающим с детьми, понять, что те реакции, которые мы наблюдаем у ребёнка – гипервозбуждение, агрессия, замкнутость – являются нормальными реакциями на те события, которые пережили эти дети. Они не могут пока вести себя иначе, так как их мозг сейчас работает на пределе своих возможностей. Выработка соответствующих гормонов (норадреналин, кортизол) – провоцирует у таких детей бурную реакцию на достаточно обычные ситуации. Данная эмоциональная перегруженность ведёт к истощению – эти дети становятся невнимательные, плохо запоминают и у них не формируется мотивации к учебной деятельности.
- Как же тогда помочь такому ребёнку?
Хороший вопрос, на который я попыталась дать ответ специалистам. На самом деле, самая первая и важная задача – это создать чувство безопасности, не только физиологического комфорта (еда, пища, одежда, кров), но в первую очередь – психологической безопасности. Создание доверительных, тёплых, добрых, принимающих взаимоотношений – ключевой момент, чтобы начать терапию с ребёнком. И только когда ребёнок убедится, что ему здесь хорошо и безопасно – вот только тогда можно начинать работать с его негативным детским опытом.
- Какие нейропсихологические технологии можно использовать?
Это дыхательные упражнения, растяжки, самомассаж, упражнения на укрепление глазодвигательных мышц; артикуляционные упражнения; упражнения на укрепление мышц шеи и плечевого пояса; упражнения для рук. И данную гимнастику вполне можно включить в комплекс утренней. Но важно помнить, что любое воздействие должно быть достаточно продолжительным, систематическим и последовательным. Для работы со смысловой сферой я рекомендую использовать метафорические карты и метафоры; технологии, стимулирующие сенсорную сферу ребёнка (тактильные и вибрационные рецепторы, неречевой слух); арт-терапевтические упражнения. Сегодня я также познакомила специалистов с комплексом упражнений с использованием комплекта Баламетрикс».
Данное оборудование было приобретено для организаций участников проекта Национальным фондом защиты детей от жестокого обращения.
Нейропсихологические методы коррекционной работы с детьми вошли в современный арсенал многих специалистов, доказав свою эффективность на практике. Именно актуальность и востребованность данного направления обусловила проведение семинара.



Семинар провела магистр психологии, клинический психолог Куракина Олеся Викторовна, нейропсихолог, преподаватель Московского государственного психолого-педагогического университета.
Первая часть семинара направлена на ознакомление специалистов учреждений с теоретической основой нейропсихологической коррекции. Вторая часть, практическая, позволила закрепить полученные знания и начать использовать соответствующие оборудование в своей работе. В ходе семинара участники познакомились со структурно-функциональной моделью работы мозга, а также познакомились и потренировались в использовании современных нейропсихологических коррекционных методов и технологий (на примере Доски Бильгоу, комплект Баламетрикс).
Олеся Викторовна, расскажите есть ли научные данные, которые говорят нам, что травма запечатляется в головном мозге человека на всю жизнь?
«Да, нейробиология - это доказала. Во-первых, это позволяет нам, людям, работающим с детьми, понять, что те реакции, которые мы наблюдаем у ребёнка – гипервозбуждение, агрессия, замкнутость – являются нормальными реакциями на те события, которые пережили эти дети. Они не могут пока вести себя иначе, так как их мозг сейчас работает на пределе своих возможностей. Выработка соответствующих гормонов (норадреналин, кортизол) – провоцирует у таких детей бурную реакцию на достаточно обычные ситуации. Данная эмоциональная перегруженность ведёт к истощению – эти дети становятся невнимательные, плохо запоминают и у них не формируется мотивации к учебной деятельности.
- Как же тогда помочь такому ребёнку?
Хороший вопрос, на который я попыталась дать ответ специалистам. На самом деле, самая первая и важная задача – это создать чувство безопасности, не только физиологического комфорта (еда, пища, одежда, кров), но в первую очередь – психологической безопасности. Создание доверительных, тёплых, добрых, принимающих взаимоотношений – ключевой момент, чтобы начать терапию с ребёнком. И только когда ребёнок убедится, что ему здесь хорошо и безопасно – вот только тогда можно начинать работать с его негативным детским опытом.
- Какие нейропсихологические технологии можно использовать?
Это дыхательные упражнения, растяжки, самомассаж, упражнения на укрепление глазодвигательных мышц; артикуляционные упражнения; упражнения на укрепление мышц шеи и плечевого пояса; упражнения для рук. И данную гимнастику вполне можно включить в комплекс утренней. Но важно помнить, что любое воздействие должно быть достаточно продолжительным, систематическим и последовательным. Для работы со смысловой сферой я рекомендую использовать метафорические карты и метафоры; технологии, стимулирующие сенсорную сферу ребёнка (тактильные и вибрационные рецепторы, неречевой слух); арт-терапевтические упражнения. Сегодня я также познакомила специалистов с комплексом упражнений с использованием комплекта Баламетрикс».
Данное оборудование было приобретено для организаций участников проекта Национальным фондом защиты детей от жестокого обращения.
Нейропсихологические методы коррекционной работы с детьми вошли в современный арсенал многих специалистов, доказав свою эффективность на практике. Именно актуальность и востребованность данного направления обусловила проведение семинара.



Распечатать