Новости » Хоккей
Половое воспитание в семье
Даже в наше «раскрепощенное» время многие родители считают, что касаться «запретной» темы неприлично и стыдно. Не в этом ли ханжеском отношении к важной стороне человеческой жизни кро¬ется причина многочисленных абортов у несовершеннолетних жен¬щин, стремительное распространение СПИДа, увеличение числа брошенных младенцев и рост проституции? Многие педагоги и родители считают, что начинать половое воспи¬тание следует тогда, когда дети вступают в период полового созре¬вания. К сожалению, в этом возрасте подростки уже получили бога¬тую информацию про ЭТО от таких же невежественных и безгра¬мотных ровесников, почерпнувших свои знания из разных источ¬ников, в том числе и на практике.
Правильно и деликатно проводимое половое воспитание ставит своей целью не оголение человеческих отношений, а освобожде¬ние подростка от ложного чувства стыда, формирование в нем ува¬жения к важнейшей стороне человеческой жизни — взаимоотноше¬ниям между мужчиной и женщиной.
Половое воспитание — важная составная часть процесса воспита¬ния ребенка, подростка, юноши, и пускать его на самотек неразум¬но и преступно по отношению к собственному ребенку. Каждому младенцу предстоит стать мужчиной или женщиной, поэтому вос¬питание ребенка должно сформировать в нем полноценного пред¬ставителя своего пола.
Наличие в социальной среде значительного количества трансвеститов и лиц нетрадиционной сексуальной ори¬ентации свидетельствует о серьезных проблемах в их психосексу¬альном развитии с детского возраста. Именно семье принадлежит главная роль в воспитании из мальчика мужчины, а из девочки — женщины, чтобы ребенок осознавал себя представителем своего пола в соответствии с анатомическими особенностями. С раннего детства мальчик берет пример с отца, подражая ему и репетируя свою половую роль в будущем. Для девочки образцом поведения служит ее мать. А отношения между родителями являются приме¬ром взаимоотношений полов.
Чем дольше родители оберегают детей от соприкосновения с ин¬тимной стороной жизни, тем больше вероятность эмоционального потрясения и отвращения к отношениям между мужчиной и жен¬щиной, о которых ребенок узнает в результате «уличного просве¬щения».
Половые различия у плода закладываются на 6-й неделе внутриут¬робной жизни, а на 8-й неделе формируются половые органы и на¬чинают вырабатываться половые гормоны, отвечающие не толь¬ко за анатомические особенности пола, но и за особенности поло¬вой дифференциации мозга. Уже с первых дней жизни отмечаются различия в поведении мальчиков и девочек, подтверждающие их разное психологическое развитие.
Каждый ребенок изучает свое тело, в том числе и половые органы, дотрагиваясь до них руками так же естественно и не стыдясь этого, как он дотрагивается до носа, уха, коленки. Если постоянно одерги¬вать малыша и запрещать ему познавать свой организм, у него сфор¬мируется понятие о постыдности тела, но одновременно выработа¬ется и повышенный интерес именно к этим органам.
Нередко взрослые избегают разговоров на такие темы, отмалчива¬ясь или сердясь на ребенка: «мал еще об этом спрашивать». Так в его сознании укрепляется представление о плохой, неприличной сто¬роне жизни взрослых и закладывается основа для неправильного полового воспитания.
Искоренить у ребенка интерес к вопросам пола невозможно, но он перестанет обращаться к родителям, и бу¬дет удовлетворять свою любознательность на стороне. В возрасте от 5 до 9 лет половое сознание уже установлено и осваи¬вается половое поведение, чему способствуют ролевые игры в «доч¬ки-матери», «маму-папу», в «больницу». В возрасте от 5 до 9 лет половое сознание уже установлено и осваи¬вается половое поведение, чему способствуют ролевые игры в «доч¬ки-матери», «маму-папу», в «больницу». Выполняя функции доктора, медсестры, родителей, дети подражают поведению взрослых, тро¬гают и рассматривают друг друга и даже имитируют половой акт. Реакция взрослых на такие игры почти всегда предсказуема — гнев и наказание. Хотя в этих отношениях нет даже намека на сексу¬альность, а всего лишь любознательность, помогающая получить правильное представление о половых различиях и своей половой роли.
Не запрещать и наказывать, а постараться удовлетворить любо¬пытство ребенка в спокойной обстановке и доступными для него словами и понятиями — вот правильный выход в этой непростой ситуации. Только не рассказывайте сказки о капусте, аистах и магазинах, в которых продаются дети. Всегда можно найти слова, чтобы в доступной форме объяснить ребенку тайну его происхож¬дения. Так вы убережете его от шокирующих и опошленных улич¬ных знаний, преподнесенных в нецензурных выражениях и сопро¬вождаемых неприличными жестами.
Некоторые особенности полового развития ребенка вызывают у родителей тревогу и озабоченность. Речь пойдет о мастурбации (онанизме). Вы будете удивлены, узнав, что почти 10% дошколь¬ников мастурбируют, причем девочки гораздо чаще. У девочек дошкольного и младшего школьного возраста мастур¬бация может проявляться в виде трения и сжимания половых органов, прижимания их к краю стула, кроватки, парты, катания на игрушке, велосипеде, трении о тело взрослого человека. Причи¬нами могут быть возбуждающие игры, связанные с раскачива¬нием, подбрасыванием, ритмичными движениями. Довольно час¬то мастурбируют дети, лишенные родительской ласки и вни¬мания.
У мальчиков почти всегда причиной мастурбации является ощуще¬ние ненужности в семье, недостаток материнской нежности, неуве¬ренность в себе. Случайно обнаружив такой путь самоудовлетворе¬ния, несчастный ребенок прибегает к нему всякий раз, когда оби¬жен или расстроен.
У некоторых детей привычка мастурбировать возни¬кает под влиянием старших приятелей или взрослых. Мастурбация детей до 10-летнего возраста не должна оставаться без внимания взрослых. Не фиксируя внимания ребенка на этом заня¬тии, а тем более не ругая и не наказывая за него. Следует выяснить причину, устранить ее и отвлечь ребенка другими интересными и увлека¬тельными делами. Чаще всего эта проблема возникает у детей, страдающих от одиночества. Уделяйте детям больше внимания и заботы, дайте понять, что любите и интересуетесь их проблемами. Создайте комфортные условия в семье с теплыми эмоциональными от¬ношениями, и ранняя мастурбация пройдет, не принеся вреда здо¬ровью и развитию.
Если ваши усилия не принесли успеха, не затягивайте и обратитесь за помощью к детскому психоневрологу. Возможно, придется пройти обследо¬вание и курс лечения у специалиста.
В период полового созревания от 12 до 18 лет происходит бурная гормональная перестройка организма, появляются вторичные по¬ловые признаки и специфические признаки половой зрелости: мен¬струации у девочек и поллюции у мальчиков. Именно в этот сложный период подросток нужда¬ется в понимании и эмоциональной поддержке взрослого челове¬ка, родителя или педагога, деликатно и тактично помогающего в решении многочисленных проблем.
В этом возрасте возникает чувство первой любви. Сначала это пла¬тоническое влечение, когда достаточно просто видеть предмет сво¬его обожания, говорить с ним, вместе делать уроки, ходить в кино. Затем возникает эротическая стадия, когда в мечтах уже присутству¬ют чувственные элементы — прикосновения, объятия, поцелуи, ко¬торые подросток стремится реализовать на практике. Вскоре наступает черед сексуального влечения. У девушек сексуальность просыпается гораздо по¬зднее. А юношеская гиперсексуальность требует разрядки сексуального напряжения, которая достигается в большинстве случаев мастурбацией. Почти все здоровые мальчики проходят через мастурбацию, а начав половую жизнь, прекращают ее. В настоящее время сексологи относятся к мастурбации как к нор¬мальному проявлению гиперсексуальности.
Родителям не стоит запугивать подростка негативными последстви¬ями мастурбации, ругать или высмеивать его. Следует объяснить, что это возрастное явление, и не надо придавать ему слишком боль¬шое значение и чрезмерно увлекаться.
Современные подростки рано вступают во взрослую жизнь. Подросток должен понимать, что половая близость доставляет ра¬дость, если она подкреплена любовью и духовной близостью, а без них теряет смысл и превращается в «сексуальную гимнастику». На фоне острейших проблем нравственного и полового воспита¬ния подростков почти преступным является явное нежелание ро¬дителей затрагивать эту тему в общении со своими детьми.
Не снимайте с себя ответственность за сексуальную безграмотность наших детей. Говорить с детьми о безопасном сексе не стыдно! Стыдно быть хан¬жой и не уберечь наивного подростка от негативных последствий преждевременной половой жизни. Внушите ему, что испытать всю полноту любви можно, будучи зре¬лой личностью не только в физическом смысле, но и в нравствен¬ном, духовном и социальном. Надо беречь любимую, нести за нее ответственность, не возлагать на ее хрупкие плечи расплату за то¬ропливость чувств.
Относительно недавно наметилась явная тенденция к расширению полового воспитания на базе средней школы, хотя довольно часто профилактике СПИДа уделяется больше внимания и средств, чем половому воспитанию как таковому.
Общепризнано, что ключевым фактором в борьбе за снижение числа незапланированных беременностей среди подростков и распространения болезней, передаваемых половым путем, является повышение чувства ответственности молодых мужчин в вопросе применения противозачаточных средств. Важно только, чтобы получаемые подростками сведения имели практическую направленность, помогая узнать, где и как можно приобрести противозачаточные средства (и как преодолеть чувство неловкости при покупке), почему важно согласовать их применение с партнером, зачем нужно регулярно использовать эти средства.
Чрезвычайно важно осознать, что половое воспитание подростков не может быть успешным, если оно концентрирует внимание лишь на биологических аспектах и отрицательных последствиях. Школьные программы будут неполными и, следовательно, неэффективными, если в них не затрагиваются такие важнейшие вопросы, как содержание интимных взаимоотношений между людьми, существование разной половой ориентации и принудительных половых связей. Кроме того, если программа полового воспитания провозглашает сексуальные отношения между подростками изначально греховными, порочными и вредными, если ее авторы и исполнители недостаточно честны, чтобы признать, что секс дает подросткам, так же как и взрослым, наслаждение и радость, — такая программа не принесет ничего кроме вреда тем, для кого она предназначена.
Мареева Людмила Алексеевна – зам. директора ТОГУ «Центр по развитию семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Ради будущего»
Правильно и деликатно проводимое половое воспитание ставит своей целью не оголение человеческих отношений, а освобожде¬ние подростка от ложного чувства стыда, формирование в нем ува¬жения к важнейшей стороне человеческой жизни — взаимоотноше¬ниям между мужчиной и женщиной.
Половое воспитание — важная составная часть процесса воспита¬ния ребенка, подростка, юноши, и пускать его на самотек неразум¬но и преступно по отношению к собственному ребенку. Каждому младенцу предстоит стать мужчиной или женщиной, поэтому вос¬питание ребенка должно сформировать в нем полноценного пред¬ставителя своего пола.
Наличие в социальной среде значительного количества трансвеститов и лиц нетрадиционной сексуальной ори¬ентации свидетельствует о серьезных проблемах в их психосексу¬альном развитии с детского возраста. Именно семье принадлежит главная роль в воспитании из мальчика мужчины, а из девочки — женщины, чтобы ребенок осознавал себя представителем своего пола в соответствии с анатомическими особенностями. С раннего детства мальчик берет пример с отца, подражая ему и репетируя свою половую роль в будущем. Для девочки образцом поведения служит ее мать. А отношения между родителями являются приме¬ром взаимоотношений полов.
Чем дольше родители оберегают детей от соприкосновения с ин¬тимной стороной жизни, тем больше вероятность эмоционального потрясения и отвращения к отношениям между мужчиной и жен¬щиной, о которых ребенок узнает в результате «уличного просве¬щения».
Половые различия у плода закладываются на 6-й неделе внутриут¬робной жизни, а на 8-й неделе формируются половые органы и на¬чинают вырабатываться половые гормоны, отвечающие не толь¬ко за анатомические особенности пола, но и за особенности поло¬вой дифференциации мозга. Уже с первых дней жизни отмечаются различия в поведении мальчиков и девочек, подтверждающие их разное психологическое развитие.
Каждый ребенок изучает свое тело, в том числе и половые органы, дотрагиваясь до них руками так же естественно и не стыдясь этого, как он дотрагивается до носа, уха, коленки. Если постоянно одерги¬вать малыша и запрещать ему познавать свой организм, у него сфор¬мируется понятие о постыдности тела, но одновременно выработа¬ется и повышенный интерес именно к этим органам.
Нередко взрослые избегают разговоров на такие темы, отмалчива¬ясь или сердясь на ребенка: «мал еще об этом спрашивать». Так в его сознании укрепляется представление о плохой, неприличной сто¬роне жизни взрослых и закладывается основа для неправильного полового воспитания.
Искоренить у ребенка интерес к вопросам пола невозможно, но он перестанет обращаться к родителям, и бу¬дет удовлетворять свою любознательность на стороне. В возрасте от 5 до 9 лет половое сознание уже установлено и осваи¬вается половое поведение, чему способствуют ролевые игры в «доч¬ки-матери», «маму-папу», в «больницу». В возрасте от 5 до 9 лет половое сознание уже установлено и осваи¬вается половое поведение, чему способствуют ролевые игры в «доч¬ки-матери», «маму-папу», в «больницу». Выполняя функции доктора, медсестры, родителей, дети подражают поведению взрослых, тро¬гают и рассматривают друг друга и даже имитируют половой акт. Реакция взрослых на такие игры почти всегда предсказуема — гнев и наказание. Хотя в этих отношениях нет даже намека на сексу¬альность, а всего лишь любознательность, помогающая получить правильное представление о половых различиях и своей половой роли.
Не запрещать и наказывать, а постараться удовлетворить любо¬пытство ребенка в спокойной обстановке и доступными для него словами и понятиями — вот правильный выход в этой непростой ситуации. Только не рассказывайте сказки о капусте, аистах и магазинах, в которых продаются дети. Всегда можно найти слова, чтобы в доступной форме объяснить ребенку тайну его происхож¬дения. Так вы убережете его от шокирующих и опошленных улич¬ных знаний, преподнесенных в нецензурных выражениях и сопро¬вождаемых неприличными жестами.
Некоторые особенности полового развития ребенка вызывают у родителей тревогу и озабоченность. Речь пойдет о мастурбации (онанизме). Вы будете удивлены, узнав, что почти 10% дошколь¬ников мастурбируют, причем девочки гораздо чаще. У девочек дошкольного и младшего школьного возраста мастур¬бация может проявляться в виде трения и сжимания половых органов, прижимания их к краю стула, кроватки, парты, катания на игрушке, велосипеде, трении о тело взрослого человека. Причи¬нами могут быть возбуждающие игры, связанные с раскачива¬нием, подбрасыванием, ритмичными движениями. Довольно час¬то мастурбируют дети, лишенные родительской ласки и вни¬мания.
У мальчиков почти всегда причиной мастурбации является ощуще¬ние ненужности в семье, недостаток материнской нежности, неуве¬ренность в себе. Случайно обнаружив такой путь самоудовлетворе¬ния, несчастный ребенок прибегает к нему всякий раз, когда оби¬жен или расстроен.
У некоторых детей привычка мастурбировать возни¬кает под влиянием старших приятелей или взрослых. Мастурбация детей до 10-летнего возраста не должна оставаться без внимания взрослых. Не фиксируя внимания ребенка на этом заня¬тии, а тем более не ругая и не наказывая за него. Следует выяснить причину, устранить ее и отвлечь ребенка другими интересными и увлека¬тельными делами. Чаще всего эта проблема возникает у детей, страдающих от одиночества. Уделяйте детям больше внимания и заботы, дайте понять, что любите и интересуетесь их проблемами. Создайте комфортные условия в семье с теплыми эмоциональными от¬ношениями, и ранняя мастурбация пройдет, не принеся вреда здо¬ровью и развитию.
Если ваши усилия не принесли успеха, не затягивайте и обратитесь за помощью к детскому психоневрологу. Возможно, придется пройти обследо¬вание и курс лечения у специалиста.
В период полового созревания от 12 до 18 лет происходит бурная гормональная перестройка организма, появляются вторичные по¬ловые признаки и специфические признаки половой зрелости: мен¬струации у девочек и поллюции у мальчиков. Именно в этот сложный период подросток нужда¬ется в понимании и эмоциональной поддержке взрослого челове¬ка, родителя или педагога, деликатно и тактично помогающего в решении многочисленных проблем.
В этом возрасте возникает чувство первой любви. Сначала это пла¬тоническое влечение, когда достаточно просто видеть предмет сво¬его обожания, говорить с ним, вместе делать уроки, ходить в кино. Затем возникает эротическая стадия, когда в мечтах уже присутству¬ют чувственные элементы — прикосновения, объятия, поцелуи, ко¬торые подросток стремится реализовать на практике. Вскоре наступает черед сексуального влечения. У девушек сексуальность просыпается гораздо по¬зднее. А юношеская гиперсексуальность требует разрядки сексуального напряжения, которая достигается в большинстве случаев мастурбацией. Почти все здоровые мальчики проходят через мастурбацию, а начав половую жизнь, прекращают ее. В настоящее время сексологи относятся к мастурбации как к нор¬мальному проявлению гиперсексуальности.
Родителям не стоит запугивать подростка негативными последстви¬ями мастурбации, ругать или высмеивать его. Следует объяснить, что это возрастное явление, и не надо придавать ему слишком боль¬шое значение и чрезмерно увлекаться.
Современные подростки рано вступают во взрослую жизнь. Подросток должен понимать, что половая близость доставляет ра¬дость, если она подкреплена любовью и духовной близостью, а без них теряет смысл и превращается в «сексуальную гимнастику». На фоне острейших проблем нравственного и полового воспита¬ния подростков почти преступным является явное нежелание ро¬дителей затрагивать эту тему в общении со своими детьми.
Не снимайте с себя ответственность за сексуальную безграмотность наших детей. Говорить с детьми о безопасном сексе не стыдно! Стыдно быть хан¬жой и не уберечь наивного подростка от негативных последствий преждевременной половой жизни. Внушите ему, что испытать всю полноту любви можно, будучи зре¬лой личностью не только в физическом смысле, но и в нравствен¬ном, духовном и социальном. Надо беречь любимую, нести за нее ответственность, не возлагать на ее хрупкие плечи расплату за то¬ропливость чувств.
Относительно недавно наметилась явная тенденция к расширению полового воспитания на базе средней школы, хотя довольно часто профилактике СПИДа уделяется больше внимания и средств, чем половому воспитанию как таковому.
Общепризнано, что ключевым фактором в борьбе за снижение числа незапланированных беременностей среди подростков и распространения болезней, передаваемых половым путем, является повышение чувства ответственности молодых мужчин в вопросе применения противозачаточных средств. Важно только, чтобы получаемые подростками сведения имели практическую направленность, помогая узнать, где и как можно приобрести противозачаточные средства (и как преодолеть чувство неловкости при покупке), почему важно согласовать их применение с партнером, зачем нужно регулярно использовать эти средства.
Чрезвычайно важно осознать, что половое воспитание подростков не может быть успешным, если оно концентрирует внимание лишь на биологических аспектах и отрицательных последствиях. Школьные программы будут неполными и, следовательно, неэффективными, если в них не затрагиваются такие важнейшие вопросы, как содержание интимных взаимоотношений между людьми, существование разной половой ориентации и принудительных половых связей. Кроме того, если программа полового воспитания провозглашает сексуальные отношения между подростками изначально греховными, порочными и вредными, если ее авторы и исполнители недостаточно честны, чтобы признать, что секс дает подросткам, так же как и взрослым, наслаждение и радость, — такая программа не принесет ничего кроме вреда тем, для кого она предназначена.
Мареева Людмила Алексеевна – зам. директора ТОГУ «Центр по развитию семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Ради будущего»
Распечатать