Новости » Хоккей
Размышления на тему «Бить или не бить…»
Что главное в нашей жизни? Конечно, дети – их счастливое беззаботное детство! И как мы должны относиться к ним, реагировать в щекотливых ситуациях, чтобы им было легко жить рядом с нами…
«Воспитатель, который не сковывает, а освобождает, не подавляет, а возносит, не комкает, а формирует, не диктует, а учит, не требует, а спрашивает,- переживает вместе с ребенком много вдохновляющих минут, не раз следуя уважительным взором за борьбой ангела с сатаною, где светлый ангел побеждает»,- писал Януш Корчак, польский педагог, прославившийся в 20-е годы прошлого столетия своей книгой «Как любить детей». При этом под словом «воспитатель» подразумевается не опытный педагог, а любой близкий ребенку человек, принимающий непосредственное участие в его жизни. Корчак своим педагогическим трудом сломил устоявшиеся авторитарные методы воспитания, многие из его книг актуальны и сейчас, особенно для строгих и слишком требовательных родителей. Может, стоит пересмотреть свои позиции?
Казалось бы, не существует аргументов в пользу физического наказания. Только против. Но отчего-то число детей, регулярно подвергшихся подобному «семейному насилию» растёт. К сожалению, некоторые родители пытаются таким образом добиться послушания и уважения от собственных детей. Одна моя знакомая при встрече хвасталась своим методом воспитания дочери. Она в буквальном смысле вдолбила правило – к беседе взрослых нужно относиться с уважением – нельзя их перебивать и задавать вопросов. Её девочке безопаснее не проявлять инициативу, постепенно это станет привычкой. В ребёнке разовьется пассивность, пропадет пылкость ума, а в школьном коллективе она станет «серенькой мышкой». А все из-за того что маме было удобно иметь не болтливого и не любознательного ребенка.
Иногда ошибочное представление об эффективности физических наказаний создаётся потому, что дети часто перестают делать то, за что их бьют. Но, к сожалению, вовсе не означает, что ребёнок действительно понимает, что он плохо поступил. Просто страх перед физической болью затмевает другие желания и стремления. Наказание в этом случае способствует развитию малодушия и трусости. Не слишком высока цена такого «послушания»?
На консультации бабушка под опекой, у которой внук Стасик, рассказала, что жестоко наказала ремнём мальчика за то, что он стащил деньги из её кошелька. На вопрос бабушки: «Ты понял, что так нельзя делать?»- Стасик, захлебываясь слезами, кивнул. Наказание возымело действие – к бабушкиному кошельку он больше не притронулся. Казалось бы, у бабушки всё получилось. Но ситуация имела своё (кстати, вполне типичное) продолжение. Через некоторое время уже в дедушкином кошельке Стасик стал подменять пятирублёвые монеты на копеечные и утаивать сдачу от покупок. Со временем стал таскать деньги из карманов своих одноклассников. Бабушка добилась поркой лишь того, что порок стал тайным. Появление отрицательных черт характера - серьёзное последствие рукоприкладства.
Если родителям удастся совершенно подавить волю малыша, из него вырастет слабый человек с дурным характером, вечно недовольный собой и окружающими, всю жизнь мстящий за своё забитое детство. Очень тяжело понять поведение не только приёмных детей, но и своих собственных. И тогда родителям не хватает аргументов, терпения или времени убедить ребёнка делать так, а не иначе. Недолго думая, в ход пускается ремень. Но ведь у каждого родителя есть свои приёмы убеждения, воздействия на ребёнка. Конечно, их применение требует сил, времени, собственных нервов. Но ведь психическое здоровье ребёнка дороже!
Бывает, что взрослые наказывают ребёнка не регулярно, время от времени, совершенно не придавая этому значения. Скажи таким родителям, что они бьют ребенка – возмутятся. Но подзатыльники, шлепки по попе, по рукам - это тоже проявление насилия. Ребёнок еще острее переживает чувство обиды, унижения, если при наказании присутствуют посторонние. Так, походя, можно запросто искалечить родную душу. Неужели именно такую цель преследуют родители? Конечно же, нет. Но многим детям приходится терпеть такие мелкие телесные наказания, может быть и не очень болезненные, но очень обидные и негативно влияющие на психику малыша.
Рождаясь, ребёнок доверяет миру. Побои подрывают эту веру, особенно потому, что исходят от мамы и папы, которых ребёнок считает своими друзьями. Если его так придают самые близкие люди, что же ждать от чужих? В будущем уже у взрослого человека возможны проблемы в отношениях с людьми. Страх довериться и испытать при этом боль превышает желание сближаться с другими людьми, дружить и доверять им.
Физические наказания в детстве влияют на развитие патологической сексуальности. Например, на развитие садистских или мазохистских пристрастий. Чаще всего детей бьют по ягодицам, и неизбежно затрагивают эрогенные зоны. То есть удары приходятся по той части тела, которая со временем призвана дарить эротическое наслаждение и радость. Получается, что из-за боли и агрессивной психологической обстановки между физическим воздействием на зоны удовольствия и чувствами в подсознании ребёнка устанавливается стойкая связь. А чувства эти – страх, обида, тоска. Появление сексуальных отклонений не обязательно, но негативная ассоциация любви и боли остаётся в памяти ребёнка. Вырастая, такие дети испытывают трудности в общении с противоположным полом, им сложно поддерживать настоящие, долгие, романтические отношения. Некоторых родителей провоцирует на наказание то, что их самих били в детстве. Став взрослыми, они воссоздают модель воспитания в своей семье, подсознательно компенсируя обиду, причиняют боль собственным детям. Так, что наказывая своих детей, папы и мамы закладывают бомбу замедленного действия по отношению к внукам.
Часто на родительских тренингах, когда речь заходит о физическом наказании, довольно успешные люди высказываются в их пользу. «Правильно, что родители меня пороли, именно поэтому я вырос человеком». Такое парадоксальное мнение можно объяснить. У ребёнка есть потребность любить маму и папу. Детское сознание вытесняет воспоминания о боли, страхе в область бессознательного, «обеляет» фигуры родителей. Для ребёнка легче думать, что он заслужил наказание, нежели понять, что родные люди способны причинять такие телесные и душевные муки.
Так что поборникам физических наказаний не стоит обольщаться и думать, что дети действительно довольны тем, что их бьют. Счастье и благополучие детей в будущем зависит от того, каким было их детство. Любите ребёнка просто за то, что он есть. Так формируется позитивная самооценка. Не узнав в детстве эмоционально теплых, близких отношений не почувствовав безусловной любви, таким детям впоследствии самим трудно будет испытать это чувство. Дарите больше радости и любви своим детям!
Статью подготовила Татьяна Илясова, ведущий психолог ТОГБУ «Центр по развитию семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Ради будущего»
«Воспитатель, который не сковывает, а освобождает, не подавляет, а возносит, не комкает, а формирует, не диктует, а учит, не требует, а спрашивает,- переживает вместе с ребенком много вдохновляющих минут, не раз следуя уважительным взором за борьбой ангела с сатаною, где светлый ангел побеждает»,- писал Януш Корчак, польский педагог, прославившийся в 20-е годы прошлого столетия своей книгой «Как любить детей». При этом под словом «воспитатель» подразумевается не опытный педагог, а любой близкий ребенку человек, принимающий непосредственное участие в его жизни. Корчак своим педагогическим трудом сломил устоявшиеся авторитарные методы воспитания, многие из его книг актуальны и сейчас, особенно для строгих и слишком требовательных родителей. Может, стоит пересмотреть свои позиции?
Казалось бы, не существует аргументов в пользу физического наказания. Только против. Но отчего-то число детей, регулярно подвергшихся подобному «семейному насилию» растёт. К сожалению, некоторые родители пытаются таким образом добиться послушания и уважения от собственных детей. Одна моя знакомая при встрече хвасталась своим методом воспитания дочери. Она в буквальном смысле вдолбила правило – к беседе взрослых нужно относиться с уважением – нельзя их перебивать и задавать вопросов. Её девочке безопаснее не проявлять инициативу, постепенно это станет привычкой. В ребёнке разовьется пассивность, пропадет пылкость ума, а в школьном коллективе она станет «серенькой мышкой». А все из-за того что маме было удобно иметь не болтливого и не любознательного ребенка.
Иногда ошибочное представление об эффективности физических наказаний создаётся потому, что дети часто перестают делать то, за что их бьют. Но, к сожалению, вовсе не означает, что ребёнок действительно понимает, что он плохо поступил. Просто страх перед физической болью затмевает другие желания и стремления. Наказание в этом случае способствует развитию малодушия и трусости. Не слишком высока цена такого «послушания»?
На консультации бабушка под опекой, у которой внук Стасик, рассказала, что жестоко наказала ремнём мальчика за то, что он стащил деньги из её кошелька. На вопрос бабушки: «Ты понял, что так нельзя делать?»- Стасик, захлебываясь слезами, кивнул. Наказание возымело действие – к бабушкиному кошельку он больше не притронулся. Казалось бы, у бабушки всё получилось. Но ситуация имела своё (кстати, вполне типичное) продолжение. Через некоторое время уже в дедушкином кошельке Стасик стал подменять пятирублёвые монеты на копеечные и утаивать сдачу от покупок. Со временем стал таскать деньги из карманов своих одноклассников. Бабушка добилась поркой лишь того, что порок стал тайным. Появление отрицательных черт характера - серьёзное последствие рукоприкладства.
Если родителям удастся совершенно подавить волю малыша, из него вырастет слабый человек с дурным характером, вечно недовольный собой и окружающими, всю жизнь мстящий за своё забитое детство. Очень тяжело понять поведение не только приёмных детей, но и своих собственных. И тогда родителям не хватает аргументов, терпения или времени убедить ребёнка делать так, а не иначе. Недолго думая, в ход пускается ремень. Но ведь у каждого родителя есть свои приёмы убеждения, воздействия на ребёнка. Конечно, их применение требует сил, времени, собственных нервов. Но ведь психическое здоровье ребёнка дороже!
Бывает, что взрослые наказывают ребёнка не регулярно, время от времени, совершенно не придавая этому значения. Скажи таким родителям, что они бьют ребенка – возмутятся. Но подзатыльники, шлепки по попе, по рукам - это тоже проявление насилия. Ребёнок еще острее переживает чувство обиды, унижения, если при наказании присутствуют посторонние. Так, походя, можно запросто искалечить родную душу. Неужели именно такую цель преследуют родители? Конечно же, нет. Но многим детям приходится терпеть такие мелкие телесные наказания, может быть и не очень болезненные, но очень обидные и негативно влияющие на психику малыша.
Рождаясь, ребёнок доверяет миру. Побои подрывают эту веру, особенно потому, что исходят от мамы и папы, которых ребёнок считает своими друзьями. Если его так придают самые близкие люди, что же ждать от чужих? В будущем уже у взрослого человека возможны проблемы в отношениях с людьми. Страх довериться и испытать при этом боль превышает желание сближаться с другими людьми, дружить и доверять им.
Физические наказания в детстве влияют на развитие патологической сексуальности. Например, на развитие садистских или мазохистских пристрастий. Чаще всего детей бьют по ягодицам, и неизбежно затрагивают эрогенные зоны. То есть удары приходятся по той части тела, которая со временем призвана дарить эротическое наслаждение и радость. Получается, что из-за боли и агрессивной психологической обстановки между физическим воздействием на зоны удовольствия и чувствами в подсознании ребёнка устанавливается стойкая связь. А чувства эти – страх, обида, тоска. Появление сексуальных отклонений не обязательно, но негативная ассоциация любви и боли остаётся в памяти ребёнка. Вырастая, такие дети испытывают трудности в общении с противоположным полом, им сложно поддерживать настоящие, долгие, романтические отношения. Некоторых родителей провоцирует на наказание то, что их самих били в детстве. Став взрослыми, они воссоздают модель воспитания в своей семье, подсознательно компенсируя обиду, причиняют боль собственным детям. Так, что наказывая своих детей, папы и мамы закладывают бомбу замедленного действия по отношению к внукам.
Часто на родительских тренингах, когда речь заходит о физическом наказании, довольно успешные люди высказываются в их пользу. «Правильно, что родители меня пороли, именно поэтому я вырос человеком». Такое парадоксальное мнение можно объяснить. У ребёнка есть потребность любить маму и папу. Детское сознание вытесняет воспоминания о боли, страхе в область бессознательного, «обеляет» фигуры родителей. Для ребёнка легче думать, что он заслужил наказание, нежели понять, что родные люди способны причинять такие телесные и душевные муки.
Так что поборникам физических наказаний не стоит обольщаться и думать, что дети действительно довольны тем, что их бьют. Счастье и благополучие детей в будущем зависит от того, каким было их детство. Любите ребёнка просто за то, что он есть. Так формируется позитивная самооценка. Не узнав в детстве эмоционально теплых, близких отношений не почувствовав безусловной любви, таким детям впоследствии самим трудно будет испытать это чувство. Дарите больше радости и любви своим детям!
Статью подготовила Татьяна Илясова, ведущий психолог ТОГБУ «Центр по развитию семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Ради будущего»
Распечатать