Новости » бильярд
Волшебные кнопки при обучении детей
Так где же истоки учебной мотивации? На какие «кнопочки» можно нажимать, к каким внутренним источникам активности ребенка подключаться, для того чтобы побуждать его к учебному труду?
1. Интерес к способу действия. Нормальная и очень ценная человеческая потребность — понять, как что-то делается, и сделать это еще лучше. Дойти до эффективного способа решения задачи самому — это удовольствие. Удовольствие исследователя, первооткрывателя, творца.
2. Интерес к информации (познавательная потребность). Большинство детей приходит в школу «почемучками», с огромным желанием узнать, понять неизведанное. Младших школьников волнует вопрос, как все вокруг устроено, младших подростков — эта же тема, а еще то, что все работает, собирается и разбирается. Подростков постарше — как устроены они сами, старшеклассников — как устроен мир и то, что находится за пределами человеческого понимания. И конечно, в любом возрасте дети любят тайны, загадки и приключения.
3. Потребность в самовыражении и (или) самопрезентации. Если человеку присуща такая черта, как демонстративность, — ее не спрячешь и в мешок не зашьешь. Она рвется наружу, и это нормально. Не нормально, когда демонстративные дети лишены возможности проявлять эту свою особенность «законным» путем, а вынуждены устраивать представления на последней паре, кривляться, нарушать ход урока, в общем — выступать в роли шутов и хулиганов. Но не только демонстративным детям нужны учебные ситуации, позволяющие презентовать себя, свои таланты и возможности. Они нужны всем, а следовательно — стимулируют к учебе.
4. Интерес к людям, организующим процесс или участвующим в нем. В любом деле кого-то интересует сам процесс, кого-то результат, а кого-то — возможность общения, построения отношений, социальность. Возможность общаться в ходе учебного процесса для многих школьников — огромный стимул. Естественно, что общение в этом случае должно быть встроено в учебный процесс, надо не мешать ему, а, наоборот, продвигать, обеспечивать. А если педагог смог построить учение таким образом, что у ребенка есть возможность выстраивать ценные для него отношения с педагогом, для целой группы учеников это может быть стимулом.
5. Потребность в самопознании и (или) самовоспитании. Актуальна у большинства учащихся в подростковый период. Современные курсы литературы, истории, биологии, географии и многих других школьных дисциплин могут быть поданы таким образом, чтобы опираться на эту потребность и тем самым повышать интерес учеников к предмету. Отсюда — огромный интерес к психологическим тестам, урокам психологии, анатомии: там ведь идет разговор о них самих. Необходимо создавать ресурс для преодоления для школьников в учебном процессе. Учеба не должна быть простой или непомерно сложной. Она должна быть доступным по силе испытанием — чувств, мышления, социальных умений и творческих возможностей.
6. Актуализация творческого мышления. Ситуации, предполагающие проявление нестандартности, творчества, создания чего-то нового — известный способ повышения интереса к учебе. Творческий подход помогает реализоваться, и «зажечь» интерес к учёбе.
7. Осознание значимости происходящего для себя и других. Та самая «осознанная» учебная мотивация: «Я учусь потому, что мне (или кому-то другому, значимому для меня) это надо». Лучше, конечно, когда учатся для себя, а не для других, но бывает по-разному, и такой экзотический учебный мотив иногда имеет право на существование. Осознанная мотивация — удел старшеклассников. До нее нужно дорасти. И очень хорошо, если она подкрепляется еще каким-нибудь эмоциональным интересом. Иначе учеба становится продуктивным, но очень энергозатратным процессом для ребенка.
8. Потребность в социальном признании. Естественная потребность для детей 8–12 лет, которые готовы хорошо и усердно учиться для того, чтобы их любили, уважали значимые взрослые. Этот источник учебной активности мощно используется в сегодняшней педагогической практике и родителями, и учителями.
Главное не перестараться, чтобы мотивация не превратилась из внутренней во внешнюю. И стараться избежать социального давления.
9. Избегание наказания (физического или морального). Весьма распространенный и часто действенный способ стимуляции активности. Более того, для многих школьников младшего и среднего школьного возраста практически незаменимый: если внутренние источники познавательной активности слабы, желание проявить себя и заявить о себе не развито, без них трудно обойтись. Но нужно понимать, что такого рода способы для своей подпитки требуют постоянного увеличения «размеров» как наказания, так и поощрения. Если они — единственный источник активности, вряд ли мы можем ожидать от ребенка хороших учебных результатов.
Необходимо научиться грамотно сочетать все возможные способы побуждения ребенка к учебной активности, вовремя переходить от одного способа к другому, подбирая к каждому отдельному человеку его личную, индивидуальную кнопочку. Внутренних психологических источников учебной мотивации существует очень много и, если все их грамотно задействовать, проблем может стать значительно меньше.
1. Интерес к способу действия. Нормальная и очень ценная человеческая потребность — понять, как что-то делается, и сделать это еще лучше. Дойти до эффективного способа решения задачи самому — это удовольствие. Удовольствие исследователя, первооткрывателя, творца.
2. Интерес к информации (познавательная потребность). Большинство детей приходит в школу «почемучками», с огромным желанием узнать, понять неизведанное. Младших школьников волнует вопрос, как все вокруг устроено, младших подростков — эта же тема, а еще то, что все работает, собирается и разбирается. Подростков постарше — как устроены они сами, старшеклассников — как устроен мир и то, что находится за пределами человеческого понимания. И конечно, в любом возрасте дети любят тайны, загадки и приключения.
3. Потребность в самовыражении и (или) самопрезентации. Если человеку присуща такая черта, как демонстративность, — ее не спрячешь и в мешок не зашьешь. Она рвется наружу, и это нормально. Не нормально, когда демонстративные дети лишены возможности проявлять эту свою особенность «законным» путем, а вынуждены устраивать представления на последней паре, кривляться, нарушать ход урока, в общем — выступать в роли шутов и хулиганов. Но не только демонстративным детям нужны учебные ситуации, позволяющие презентовать себя, свои таланты и возможности. Они нужны всем, а следовательно — стимулируют к учебе.
4. Интерес к людям, организующим процесс или участвующим в нем. В любом деле кого-то интересует сам процесс, кого-то результат, а кого-то — возможность общения, построения отношений, социальность. Возможность общаться в ходе учебного процесса для многих школьников — огромный стимул. Естественно, что общение в этом случае должно быть встроено в учебный процесс, надо не мешать ему, а, наоборот, продвигать, обеспечивать. А если педагог смог построить учение таким образом, что у ребенка есть возможность выстраивать ценные для него отношения с педагогом, для целой группы учеников это может быть стимулом.
5. Потребность в самопознании и (или) самовоспитании. Актуальна у большинства учащихся в подростковый период. Современные курсы литературы, истории, биологии, географии и многих других школьных дисциплин могут быть поданы таким образом, чтобы опираться на эту потребность и тем самым повышать интерес учеников к предмету. Отсюда — огромный интерес к психологическим тестам, урокам психологии, анатомии: там ведь идет разговор о них самих. Необходимо создавать ресурс для преодоления для школьников в учебном процессе. Учеба не должна быть простой или непомерно сложной. Она должна быть доступным по силе испытанием — чувств, мышления, социальных умений и творческих возможностей.
6. Актуализация творческого мышления. Ситуации, предполагающие проявление нестандартности, творчества, создания чего-то нового — известный способ повышения интереса к учебе. Творческий подход помогает реализоваться, и «зажечь» интерес к учёбе.
7. Осознание значимости происходящего для себя и других. Та самая «осознанная» учебная мотивация: «Я учусь потому, что мне (или кому-то другому, значимому для меня) это надо». Лучше, конечно, когда учатся для себя, а не для других, но бывает по-разному, и такой экзотический учебный мотив иногда имеет право на существование. Осознанная мотивация — удел старшеклассников. До нее нужно дорасти. И очень хорошо, если она подкрепляется еще каким-нибудь эмоциональным интересом. Иначе учеба становится продуктивным, но очень энергозатратным процессом для ребенка.
8. Потребность в социальном признании. Естественная потребность для детей 8–12 лет, которые готовы хорошо и усердно учиться для того, чтобы их любили, уважали значимые взрослые. Этот источник учебной активности мощно используется в сегодняшней педагогической практике и родителями, и учителями.
Главное не перестараться, чтобы мотивация не превратилась из внутренней во внешнюю. И стараться избежать социального давления.
9. Избегание наказания (физического или морального). Весьма распространенный и часто действенный способ стимуляции активности. Более того, для многих школьников младшего и среднего школьного возраста практически незаменимый: если внутренние источники познавательной активности слабы, желание проявить себя и заявить о себе не развито, без них трудно обойтись. Но нужно понимать, что такого рода способы для своей подпитки требуют постоянного увеличения «размеров» как наказания, так и поощрения. Если они — единственный источник активности, вряд ли мы можем ожидать от ребенка хороших учебных результатов.
Необходимо научиться грамотно сочетать все возможные способы побуждения ребенка к учебной активности, вовремя переходить от одного способа к другому, подбирая к каждому отдельному человеку его личную, индивидуальную кнопочку. Внутренних психологических источников учебной мотивации существует очень много и, если все их грамотно задействовать, проблем может стать значительно меньше.
Материал подготовлен:
ТОГБУ «Центр по оказанию психолого-педагогических услуг «Заворонежский»
ТОГБУ «Центр по оказанию психолого-педагогических услуг «Заворонежский»
Распечатать