Новости » бильярд

Как развивать ум и мышление ребенка?

Мышление - исключительно сложный психический процесс, и многие его повороты и «зигзаги» остаются еще не разгаданными для науки. Но бесспорно то, что мышление большое и сложное начинается со сравнительно малых и относительно простых его операций и свойств, которые собственно и выступают в виде шестеренок, моторчиков и приводных ремней любого процесса мышления, и без них он просто застопорился бы.

Как развивать ум и мышление ребенка?


Считается, что особенности мышления определяются от рождения: одному досталось лучшее, другому - худшее, и ничего тут не поделаешь. Однако целый ряд психологических экспериментов, в которых удавалось заметно улучшить мышление даже у детей, считавшихся безнадежными в этом отношении, опровергает такое положение. Думаю, не будет преувеличением сказать: наше мышление в наших руках. Его можно развивать, улучшать, совершенствовать.
Прежде всего поговорим о том, как развить мышление у ребёнка. Очевидно, что для этого необходимо использовать основной вид его деятельности: конечно же, игру! Именно она позволит получить, закрепить и развить новые навыки, а вместе с ними – и мышление. Получается, что основная задача – сделать игру максимально полезный, интересной и одновременно эффективной.
Играть следует с друзьями или в кругу семьи. И не только потому, что так веселее и интереснее. Дело в том, что едва ли не основной смысл этих игр состоит как раз в возможности взаимообмена различными подходами к выполнению игровых заданий и тем самым значительном расширении «мыслительного диапазона» каждого из участников игры.
Игры расположены в порядке возрастающей сложности и в ряде случаев опираются одна на другую.

СОСТАВЛЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ
Берутся наугад три слова, мало связанные по смыслу, например, «озеро», «карандаш» и «медведь». Надо составить как можно больше предложений, которые обязательно включали бы в себя эти три слова. Ответы могут быть банальными («Медведь упустил в озеро карандаш»), сложными, с выходом за пределы ситуации, обозначенной тремя словами и введением новых объектов («Мальчик взял карандаш и нарисовал медведя, который ловил в озере рыбу») и творческими, включающими эти предметы в нестандартные связи («Мальчик, тонкий, как карандаш, стоял возле озера, которое ревело, как медведь»).
При подведении итогов этой и описываемых ниже игр важно найти «золотую середину» меду количеством и качеством: с одной стороны, необходимо стимулировать большее число разнообразных ответов, с другой стороны, особого поощрения заслуживают оригинальные, творческие.
Игра развивает способность быстро устанавливать разнообразные, иногда совсем новые связи и отношения между привычными предметами, творчески создавать новые целостные комбинации из отдельных разрозненных элементов.

ПОИСК ОБЩЕГО
Берутся наугад два мало связанных слова, например, «кастрюля» и «лодка». Следует выписать в столбик как можно больше общих признаков этих предметов. Ответы могут быть стандартными («изделия человеческих рук», «имеют глубину»), и небесполезно попытаться найти побольше таких признаков. Но особенно ценятся необычные, неожиданные ответы, позволяющие увидеть эти предметы в совершенно новом свете (найти примеры предоставим вам самостоятельно); их не так уж и мало. Побеждает тот, у кого список общих признаков длиннее. За оригинальность можно начислять дополнительные баллы.
Среди названных признаков могут быть как существенные, так и несущественные. Попытайтесь определить и обосновать, к какой группе и почему относится каждый из названных вами признаков. При этом не следует опасаться, что ваше мышление начнет в дальнейшем «соскальзывать» на несущественные. Напротив, пощупав «своими руками», что же они собой представляют конкретно, вы всегда сможете их вовремя распознать и предостеречь движение своей мысли в этом направлении. Хотя в других условиях, например, в техническом творчестве, ориентация именно на скрытые, несущественные признаки может оказаться весьма полезной.
Игра учит в разрозненных друг с другом предметах и событиях находить множество общих моментов, «состыковок», выделять такие связи, которые обычно не лежат на поверхности.

ИСКЛЮЧЕНИЕ ЛИШНЕГО СЛОВА
Берутся любые три слова, например, «собака», «помидор», «солнце». Надо оставить только те слова, которые обозначают в чем-то сходные предметы, а одно слово, «лишнее», не обладающее этим общим для них признаком, следует исключить. Следует найти как можно больше вариантов исключения лишнего слова, а главное - больше признаков, объединяющих каждую остающуюся пару слов и не присущих исключенному лишнему. Не пренебрегая вариантами, которые сразу же напрашиваются, (исключить «собаку», а «помидор» и «солнце» оставить, потому что они круглые), желательно поискать нестандартные и в то же время очень меткие решения. Побеждает тот, у кого ответов больше.
Игра развивает способность не только устанавливать неожиданные соотношения между разрозненными объектами, но и легко переходить от одних связей к другим, не «зацикливаться» на них. Игра учит и одновременно удерживать в «поле мышления» сразу несколько предметов, сравнивая их между собой. Возможны совершенно разные способы объединения и расчленения некоторой группы предметов и поэтому не стоит ограничиваться одним-единственным пришедшим в голову «правильным» решением, надо искать целое их множество.

ПОИСК АНАЛОГОВ
Называется какой-либо предмет или явление, например, «вертолет». Необходимо выписать как можно больше его аналогов, то есть других предметов, сходных с ним по различным существенным признакам. Следует также систематизировать эти аналоги по группам в зависимости от того, с учетом какого свойства заданного предмета они подбирались. Например, в данном случае могут быть названы «птица», «бабочка» (летают и садятся); «автобус», «поезд» (транспортные средства); «штопор» (важные детали вращаются) и др. Побеждает тот, кто назвал наибольшее число групп аналогов.
Игра учит выделять в предмете самые разнообразные свойства и оперировать в отдельности с каждым из них, формирует способность классифицировать явления по их признакам.

ПОИСК ПРОТИВОПОЛОЖНЫХ ПРЕДМЕТОВ
Называется какой-нибудь предмет или явление, например, «дом». Надо назвать как можно больше других предметов, в чем-то противоположных данному. При этом следует ориентироваться на различные признаки предмета и систематизировать его противоположности (антиподы) по группам. Например, в нашем случае могут быть названы: «сарай» (противоположность по размеру и степени комфорта), «поле» (открытое или закрытое пространство), «вокзал» (свое или чужое помещение) и т.д. Побеждает тот, кто указал наибольшее число групп противоположных предметов, четко аргументировав свои ответы.
Игра формирует способность «вычерпывать» из предмета различные его свойства и использовать их для поиска других предметов, учит сравнивать предметы между собой, четко выделяя, что же конкретно в них общее, а что различное.

ВЫРАЖЕНИЕ МЫСЛИ ДРУГИМИ СЛОВАМИ
Берется несложная фраза, например: «Нынешнее лето будет очень теплым». Надо предложить несколько вариантов передачи той же мысли другими словами. При этом ни одно из слов исходного предложения не должно употребляться (представьте себе, что эти слова вдруг исчезли из языка, но мысль все равно надо как-то выразить). Важно следить, чтобы не искажался смысл высказывания, чтобы хранилась его суть. Побеждает тот, у кого больше трех вариантов.
Игра направлена на развитие способности легко оперировать словами, точно выражая свои мысли и передавая чужие. Известно, что критерий понимания - свобода формы его выражения: то, что мы хорошо понимаем, мы легко можем выразить своими словами, используя для этого разные варианты (а если нет ясности, то цепляемся за словесную формулировку и боимся от нее отойти). Но такая связь имеет и обратное проявление: понимание нередко достигается в тот момент, когда мы можем выразить непонятную фразу другими словами, «перевести на свой язык» (чтобы убедиться в этом, проследите, как к вам приходит понимание какого-либо сложного, малопонятного отрывка текста). Именно такой навык нужно получить в игре.

ПОСТРОЕНИЕ ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННЫХ ЦЕПОЧЕК
Берутся наугад два несвязанных между собой события, например: «Белка, сидя на дереве, упустила орех» и «Директора школы лишили премии». Надо установить между ними связь, то есть проследить ряд естественных переходов от первого события ко второму, а затем и наоборот. Желательно предложить несколько вариантов ответов. В качестве примера далеко не самый оригинальный переход: «Упавший орех ударил гулявшую по лесу собаку, она с испугу побежала и укусила за ногу шедшего по дорожке мальчика, мальчик был спортсменом из-за укуса не мог участвовать в спортивных соревнованиях, в результате его школа не заняла призового места.» Побеждает тот, кто предложит большее количество цепочек, можно договориться о дополнительных баллах за оригинальность.

Материал подготовила:
Илясова Т.В., ведущий психолог ТОГБУ «Центр «Ради будущего»
 (голосов: 0)
Распечатать

Читай также по теме

Комментарии

написал: seoo 25 мая 2024 17:17

Wow! Such an amazing and helpful post this is. I really really love it. It's so good and so awesome. I am just amazed. I hope that you continue to do your work like this in the future alsoYou make so many great points here that I read your article a couple of times. Your views are in accordance with my own for the most part. This is great content for your readers. https://www.digitekprinting.com/direct-mail

цитировать    
Добавление комментария

Ваше Имя:


Код: Включите эту картинку для отображения кода безопасности
обновить код

Введите код